Лето у нас пришло,жара началась и значит будем загарать!
Протестировав 15 солнцезащитных кремов, французский потребительский журнал 60 millions de consommateurs в прошлом году пришел к выводу: большинство из них действительно эффективно защищают от солнечных лучей, однако этикетки и аннотации могли бы быть более информативными. По приблизительным оценкам, в год каждый житель Европы покупает тюбик солнцезащитного крема. Конечно, для правильной защиты от солнца этого маловато, но вполне достаточно для того, чтобы оживить рынок подобной продукции, сделав его динамичным и конкурентоспособным. Насколько эффективно спасают кремы от "вредного" солнца?
Чтобы выяснить это, французские эксперты сравнили 14 наиболее популярных средств, имеющих индекс защиты от ультрафиолетовых лучей от 16 до 30, с выбранным в качестве эталона молочком PhotoScreen (Ducray) 60 — аптечным средством, обеспечивающим очень сильную защиту от ультрафиолетовых лучей.
Две дюжины отчаянных
В испытаниях приняли участие 24 добровольца — мужчины и женщины с хорошим здоровьем, не страдающие фотодерматозом, не принимающие светочувствительных лекарств и без аллергии на косметические продукты. Цвет кожи, или фототип, у всех соответствовал 2-3 баллам по наиболее распространенной классификации, когда за 0 принимается кожа, не переносящая загар, а за 6 — черная кожа африканцев. На двенадцати добровольцах проверялась защита каждого из 15 кремов от ультрафиолетовых лучей типа B (UVB), на других двенадцати — защита от лучей типа A (UVA).
Делим спину пополам
Цифры на флаконах (в данном тесте от 16 до 30) — это коэффициент защиты от солнца (по-английски — Sun Protection Factor, или SPF). Они обозначают степень защиты от ультрафиолетовых лучей.
В ходе теста значение этого коэффициента проверялось по методу Колипа, разработанному европейской организацией, объединяющей большинство производителей такой продукции.
При этом один участок кожи спины смазывают солнцезащитным кремом, другой — оставляют без всякой защиты. Затем на оба участка направляют свет, имитирующий солнечные лучи. Зафиксировав минимальное покраснение, облучение прекращают и сравнивают время, за которое произошел солнечный ожог на защищенном и незащищенном участках. В результате получают коэффициент защиты от солнца — он показывает, во сколько раз дольше намазанный кремом человек сможет пробыть на солнце, не подвергаясь риску обгореть, чем ненамазанный.
Поскольку потребители, как правило, довольно экономно расходуют дорогостоящее солнцезащитное средство и обычно наносят на кожу не более 2 миллиграммов на квадратный сантиметр, испытатели тоже не стали в точности соблюдать рекомендации изготовителей — дабы не уходить от реальности.
Не все соответствуют
У большинства протестированных кремов коэффициент защиты от UVB соответствует цифре, указанной на флаконе, — по этому критерию они получили оценки "отлично". У двух — Yves Rocher и Anthelios — коэффициент оказался выше, чем заявлено. Казалось бы, надо только радоваться. Тем не менее их оценили на "хорошо" — потребитель должен иметь точную информацию.
Оценку "с недостатками" получили Lancaster и Shiseido — их SPF оказался значительно ниже заявленного. Так, на тюбике с Lancaster красуется цифра 30, на самом же деле крем едва-едва обеспечивает 16-кратную защиту. Недотягивает до обещанного индекса 19 и Shiseido, реально крем защищает лишь на 11.
UVA — защита слабее
Долгое время длинноволновые ультрафиолетовые лучи типа А (UVA) считались относительно безобидными. Лишь недавно медики высказали предположение, что эти лучи могут спровоцировать возникновение меланом, в частности, у 20-30-летних. К сожалению, не существует единого метода, позволяющего определить коэффициент защиты от UVA. Соответственно, нет и единой техники для всех производителей, что затруднило сравнение и не позволило включить этот критерий в итоговую оценку образцов. В ходе теста была выработана оригинальная методика: облучив покрытые кремом и незащищенные участки кожи добровольцев, с них через полтора часа снимали дозу непосредственной пигментации.
В результате эксперты пришли к выводу, что цифры на флаконе обозначают защиту только от UVB-лучей, а от UVA она гораздо слабее — по существу в несколько раз.
Хотелось бы подробнее
Эффективность применения крема во многом зависит от того, правильно ли он подобран и используется: подходит ли к типу кожи, соответствует ли уровню загара, не слишком ли скупо или, напротив, густо наносится и пр. Избежать ошибок должна помочь информация на флаконе и в аннотации, однако ее не всегда можно считать исчерпывающей. Так, срок годности обозначен лишь на Avene, Yves Rocher, Lutsine. Но самое главное — на флаконах не уточняется, каков реальный коэффициент защиты от UVA-излучения.