Игры для развития фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или
отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать
слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная
работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы
звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к
определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с
и ш, ш и ж и другие
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста
игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками
из фраз, небольших стихотворений. Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по
коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с
заданным звуком. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть
один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой
звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине
слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Источник: http://www.kindereducation.com |