"Кто кем (чем) будет?"
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком
где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая
на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком
- бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
и т. д.
Обратно. "Кто кем был?":
- лошадь - жеребенком
цветок - семенем
Птица - не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если
прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или
хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:"А
муха - это кто?" Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
| Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
|
Шаги. (Кто быстрее доберется до...)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно
заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием
речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на
расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые
слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь
вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.
Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги
навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий
говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные
длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
Игра с картинами.
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей
связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по
разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи
здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные
иллюстрации к детским книгам.
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения.
Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было
загадано.
С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.
Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?
Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?
Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им
возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте,
задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно
составлять вопросы.
Жили-были...
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем
мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по
очереди.
Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).
Игра "Третий лишний".
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые.
Например:Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок
должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что
все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы,
а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
ДВА КРУГА.
Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с
ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем...
сладкое».
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например
сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний
круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое,
твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен
выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность. Какое что бывает ?
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства
предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота,
ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.
Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать
возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным?(коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым ( квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Чем пахнет?
Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить,
что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый,
горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)
Что ты делаешь? (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм,
обозначающих профессиональные действия. Игра проводится на улице.
Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед
варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и
т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет
палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит
палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например,
говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», — и все начинают вертеть
палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб
пеку» и т. д. В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к
кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать
назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и
назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с
ведущим. Король (Народная игра)
Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово,
обозначающее профессию. Организация. Кто-то из играющих по желанию
становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на
определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на
какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и
говорят:
— Здравствуй, Король!
— Здравствуйте! — отвечает он.
— Нужны вам работники?
— Нужны.
— Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных
профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки
и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет
все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их,
и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова
сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу
неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец
не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще
не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять
остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в
том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а
через это заставить Короля подольше исполнять свою роль. Коршун (Народная игра)
Цель. Активизировать употребление глаголов.
Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.
— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
— Коршун, что делаешь?
— Ямочку рою.
— Зачем ямочка?
— Денежку ищу.
— Зачем тебе денежку?
— Иголку купить.
— Зачем тебе иголка?
— Мешочек сшить.
— Зачем мешочек?
— Камешки класть.
— Зачем камешки?
— В твоих детей бросать.
— За что?
— Они ко мне в огород лазят.
— Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех.
Как тебя зовут? (Народная игра)
Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает
каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами):
Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого
водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое
слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни
в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем
говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу?
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней
как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у
нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения
по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.
Угадай, кто мой друг.
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных,
Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие
животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели
остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для
составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем
рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый,
он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так
далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь.
Можно изобразить походку животного. Назови слово (Источник:http://afanasova.nm.ru/bibl-ka/syed.htm)
Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.
Местоимения.
Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению.
Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.
Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.
Суффиксы существительных. Задание: придать слову
уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или
устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика… .
Приставки.
Задание: подобрать слову подходящее ?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,
б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…
Отвечай быстро!
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три
прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства
какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен
быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно
большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий,
твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям -
1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
Из книги Е. Сербиной "Развивающие игры для детей".
Скажи по-другому.
Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями,
например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе,
что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то
выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом
ни одно из слов начального предложения не должно повторяться.
(Автомобиль мчался по дороге) В чем причина?
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя
утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно
быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть
обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические
(скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает
тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.
Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.
Источник: http://www.kindereducation.com |