Развитии ребенка 9 месяц
Сказочным преображением можно назвать фантастические метаморфозы в
развитии ребенка. Произошел гигантский «скачок» от существа крайне
беспомощного, не умеющего удерживать головку, к человеку, способному
самостоятельно действовать и выражать свое отношение к тому или иному
факту окружающей жизни. И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша
открывает новую страницу. Из всех ведущих линий развития на первое
место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более высоком
уровне.
Мы уже знаем, что к восьми месяцам у ребенка сформировалась
привязанность к близкому взрослому. Малыш уже готов проводить с ним
каждую секунду своей жизни. Теперь между ними возникло «деловое
сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне речевой
«переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным
поводом для этого взаимодействия.
Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру
подогревает его. Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, быть
вместе с ним день и ночь, а главное, повторять его действия.
Формируется подражательное поведение. Малышу важно не только
«обследовать» игрушку но и понять, ЧТО это за предмет. Кроме того,
теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными
словами, ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют
взрослые и какие при этом они испытывают чувства. Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и
поступки взрослых. У него формируется ситуативное поведение. Это важно,
так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является
основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда
и общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его
ранней социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно
физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка
удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются
и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая
моторика и моторика пальцев, и т.д.
Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока
что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни.
Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки,
придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Совершается
великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.
Девятый месяц жизни можно считать высокой нотой в «дуете»
взрослого с ребенком. «Партия детства» звучит в нем не только весьма
оригинально, но исключительно выразительно, обнаруживая свои
неповторимые нюансы. Что же это за нюансы? Поясним их еще раз. Любовь ко ВЗРОСЛОМУ становится основой всего прогрессивного в развитии малютки.
Привязанность ко взрослому возрастает и базируется на «деловом» общении.
Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни.
Ребенок чувствителен в том, что касается отношения к нему.
Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая
при этом отрицательные эмоции. Малыш очень чувствителен к похвале взрослого.
В процессе общения взрослого с ребенком дитя способно выразить всю палитру чувств.
О чем это говорит? Ребенок еще не отделяет себя от взрослого,
испытывая в нем потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое
место в семейном единстве. При этом малыш должен ощущать всю свою
ценность для взрослого. Иными словами, малыш учится от взрослого любви
к ближним, к миру, ко всему живому, к себе. Вот, почему на девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание
«вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими
детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Если у ребенка есть
старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и
желание общаться.
Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей
полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки ближних. А
взрослые со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом месяце жизни им
следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное отношение к
малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно
родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью.
Вот почему, как отмечают детские психологи, не следует уже в этом
нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает
не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты
плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете
только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо
сделать. Также важно и то, каким тоном вы это скажете. «Неужели
маленький ребенок так чувствителен?» – спросят нас озадаченные
родители. Да, это так. Всегда следует помнить, что перед вами человек,
и даже больше – развивающаяся человеческая личность. И 9-й месяц жизни
дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш
взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно. Изменяется, усложняется социальный статус ребенка: социальное
развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для
психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в
которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают
свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.
Не случайно ученые отмечают, что к концу первого года жизни и в начале
второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за
собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми
навыками. К концу девятого месяца необходимо провести тщательную
диагностику по показателям развития малыша. Девятый месяц считается
одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов
младенчества. Здесь многое закладывается на будущее. |