Развитии ребенка 7 месяц
На 6-ом месяце жизни к ребенку пришло умение
подтягивать свое тело на руках - подползать к заинтересовавшей игрушке,
лежащей чуть дальше его вытянутой руки. Этот двигательный навык
рассматривался как подготовка к более сложному движению - ползанию,
которым дитя будет овладевать на 7-ом месяце жизни. Именно в этот
период малыш впервые начинает самостоятельно преодолевать пространство,
перемещаться без помощи взрослого, и это помогает ему в
познании окружающего. Движения способствуют укреплению вестибулярного
аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизируют обмен
веществ, рост и развитие малютки. К концу 7-го месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях. Это эпохальное событие в жизни малыша!
Некоторые родители, когда вспоминают ранние месяцы жизни малютки, говорят, что их ребенок
не ползал, а сразу пошел, при этом они убеждены в том, что это - их
большое преимущество, но они заблуждаются. Малыш не ползал, потому что
ему не создали для этого условий. Не стоит пренебрежительно относиться к ползанию!
Это не только необходимое, но и очень полезное умение. Ползание
относится к одному из основных видов движений человека, и наряду с
ходьбой используется им на протяжении всей жизни, например, когда
необходимо двигаться в ограниченном по высоте пространстве. Ползание
способствует нормальному физическому развитию крохи, в том числе,
правильному развитию его ножек, и является важным моментом в подготовке
к ходьбе. Родителям следует оборудовать место на полу, так называемое
"место за барьером", где бы малыш мог ползать в свое удовольствие. Не
стоит удерживать малютку все время на руках - не лишайте его радости
движения и познания окружающего мира, позвольте нормально развиваться
его сенсомоторным потребностям.
И, пожалуй, самое главное: крайне желательно, чтобы ваш малыш вначале овладел ползанием, а только потом уже научился самостоятельно садиться. Сидение - статический акт, не требующий двигательной активности, его не желательно начинать практиковать раньше, чем ребенок овладеет двигательными (локомоторными) навыками и сумеет самостоятельно садиться без вашей помощи. Раннее усаживание ребенка
в подушках исключительно вредно для его неокрепшей опорно-двигательной
системы - позвоночника, конечностей, мышц и связок. Не стимулируйте
сидение крохи, он сам порадует вас в нужное время.
Что еще нового привносит 7-ой месяц жизни малютки? Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка
яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать
пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его
основе лежит врожденная ориентировочная активность, т. н. реакция "на
новизну". Ручки ребенка становятся все более умелыми, он учится переходить от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер,
например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания,
притягивания. При этом развиваются ручные умения крохи, рука способна
выполнять более сложные двигательные задачи.
На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. На вопрос "где?" ребенок легко находит взглядом названный взрослым предмет. Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. Так малыш "закрепляет" свои новообретенные речевые навыки.
Седьмой месяц - это начало чудесного общения с малюткой, которое
в народной педагогике названо пестованием: мама широко использует
фольклорные тексты - пестушки, звуковые наигрыши, считалочки, песенки,
играя при этом ручками и ножками ребенка.
Было бы глубокой ошибкой считать, что все феномены развития
приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Учтите: малыш
завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами. Если он в
чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей
возрастной "планки". Раннее развитие малыша так же должно быть под
контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно
развитие ребенка не стоит. Следует принять во
внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за
ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его
индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии. Ведь
каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная
событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально
откликаться на окружающее.
Любовь Павлова Ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, психолог, канд. психол. н.
|