Реализация мини-программы и задач воспитания
12-го месяца жизни |
Взрослый предоставляет ребенку большую
самостоятельность в играх-занятиях с дидактическими игрушками
.развивает активную ориентировку: ожидание, поиск, предположение
(прогнозирование) результата. Мама стремится вызвать у малыша чувство
радости, удовлетворения от игры и достижения определенного
практического результата: собрана пирамидка, раскрыта матрешка, собраны
шарики, построена башенка и т.п..
Примерные игры-занятия
Занятие 1
Цель. Совершенствовать зрительное и
слуховое восприятие, развивать ориентировочную активность: ожидание,
поиск, предположение (прогнозирование)при выявлении скрытых свойств
предметов. Учить целенаправленным ориентировочно-исследовательским
действиям с предметами: прикладывании к уху, рассматривании частей и
т.п.
Учить элементарному обобщению – умению
переносить способы действий с одним предметом на другой. Продолжать
развивать координированные движения рук, мелкую моторику пальцев.
Материал. Матрешки, колокольчики (или
гремящие шарики), укрепленные на ленте (длиной 30-40 см, шириной 3-4
см). Колокольчик опускается в нижнюю часть раскрытой матрешки, где
зависает на ленте. Концы ленты равномерно раскладывают по сторонам
нижней половины матрешки и зажимают верхней половинкой. Затем связывают
над матрешкой. Получается петелька из ленты, которая нужна, во-первых,
для того, чтобы укрепить внутри нее игрушку, во-вторых, облегчить
открывание матрешки, потянув за ленту вверх.
Мама готовит 2-3 игрушки: в одну из трех матрешек вкладывается лента без колокольчика.
Ход занятия. Мама усаживает малыша за
столик. На котором стоят матрешки с лентами. Взрослый берет первую
матрешку за петельку и направляет к ребенку «скачками», т.е. поднимая и
опуская над столом с продвижением вперед. «Пошла матрешка к Сашеньке» -
говорит взрослый.
Во второй части занятия мама встряхивает
матрешку и обращает внимание на звук изнутри: «Что там?» Взрослый учит
обследовать предмет: проводит рукой по его поверхности, прикладывает к
уху и т.п. Затем предлагает малышу действовать самостоятельно,
наблюдая за ним..
В третьей части занятия (если у малыша это не
получается непроизвольно) взрослый показывает, как потянуть за ленту
раскрыть матрешку. «Колокольчик!» - говорит он, когда малыш откроет
игрушку. Мама закрывает половинки матрешки, а колокольчик отдает
ребенку, предлагает, поиграть, походить с ним, ведь ребенок не может
долго сидеть за столом.
Четвертая часть занятия повторяет первую: с середины стола к ребенку «идет» вторая матрешка, в которой нет колокольчика.
Пятая часть занятия повторяет вторую. При
встряхивании игрушки мама комментирует результат действий малыша:
«Тихо! Не слышно динь-динь» Малыш открывает верхнюю часть игрушки и не
обнаруживает колокольчика. Мама закрывает ее, а ленточку отдает малышу.
В последней части занятия мама предоставляет
малютке возможность самостоятельно повторить все этапы
ориентировочно-исследовательской деятельности. Дитя уже знает секрет
игрушки и способ его обнаружения. Он переносит разученные действия на
другой предмет. Когда интерес к матрешкам и колокольчикам угаснет, мама
показывает, как матрешки прячутся одна в другую.
Варианты.
Аналогичные занятия можно проводить с
коробочками, бочонками, раскладными яичками и другими игрушками,
состоящими из двух раскладывающихся частей. В них можно положить
различные предметы, например, в яички – цыпляток, куколку, в коробочки
– шарики, машинки и др.
Занятие 2
Цель Познакомить малыша с
геометрическими формами – круг, квадрат овал, прямоугольник. Учить его
ориентироваться среди геометрических форм, используя игровой метод
обучения. Включить эту игровую задачу в понятный для малыша сюжет.
Материал. Пакет (30х20 см). Каждая
сторона пакета одноцветная, например, зеленая и красная. насквозь На
одной стороне пакета делаются прорези, например, три круга радиусом 4
см. На другой стороне – квадраты 4х4см. Внутрь пакета вкладывается
белый лист, который позволяет на одной стороне видеть белые круги на
красном фоне, на другой – белые квадраты на зеленом фоне. Это «окошки».
К каждому окошку вырезается «крышка» из картона того же цвета, формы и
величины, так, чтобы положив ее на соответствующее окошко, получался
одноцветный фон – «окошки закрыты».
Далее трафаретно изготавливается 6 мышек
(зайчиков, белочек или лисичек), размеру «окошка», т.е. «норки», в
которых они живут и прячутся от кота (игрушка).
Ход занятия. В первой части занятия мама
показывает ребенку мышек, которые сидят за «окошками» в своих норках.
Во второй части – взрослый убирает мышек (побежали погулять) и
показывает их норки, ориентируя малыша на форму (круг или квадрат).
Обводит пальчиком ребенка отверстие, дает в руки соответствующую
«крышку» которая не только закрывает норку, но и сливается по цвету с
общим фоном. «Это круг» (квадрат), - поясняет взрослый.
В третьей части – мышки «прибегают домой»,
каждая в свою «норку». Взрослый на глазах у ребенка распределяет их по
норкам и закрывает крышечками: «мышки спрятались».
В четвертой части занятия можно разыграть
сюжет: мышки вышли побегать, кот хочет их поймать, но мышки прячутся в
свои домики (норки), которые закрываются соответствующими крышками. Кот
уходит, обманутый проворными мышками.
Пояснение:. Подобные занятия с разными
сюжетами можно устраивать ребенку в течении 2-го года жизни. Для
первых игр достаточно познакомить малыша с одной формой .На последующих
с другими, поочередно каждой, а затем сопоставляя их.
Занятие 3
Цель. Познакомить ребенка с предметом и
его изображением (картинкой). Учить его рассматривать игрушку и
картинку. Вначале малыш должен научиться узнавать знакомый предмет на
картинке.
Материал. Знакомые ребенку предметы
(игрушки), например, шарик или мяч, пирамидка, (яблоко, морковка), т.е.
очень простые объекты наблюдения.
Ход занятия. В первой части занятия мама
показывает и называет предмет, дает его в руки ребенку. Во второй части
– мама показывает картинку, на которой изображен данный предмет.
Далее, сопоставляя предмет и картинку, называет.
Пояснение: на первых занятиях целесообразно работать с одной картинкой и одним предметом.
Занятие 4
Цель. Продолжать знакомить ребенка с объемными геометрическими фигурами, например, с кубами. Можно сделать из них башенку.
Материал. Кубики одноцветные – 6 шт., игрушки: флажки, укрепленные на катушках.
Ход занятия.
Мама предлагает малышу построить башенку и
украсить ее флажком. Взрослый строит башенку из 3-х кубиков, накладывая
один на другой. Затем ставит на башенку флажок: «Мы украсили башенку»,
- поясняет свои действия.
Затем мама просит малыша построить башенку,
помогает ему. Малыш сам украшает башенку флажком. Можно построить
башенку из 6-и кубов и украсить ее.
Занятие 5
Цель. Подводить ребенка к
самостоятельному выполнению двухактных действий (соединение –
разъединение предметов). Развивать умение действовать кончиками
пальцев. Стимулировать активное подражание действиям взрослого, умение
переносить знакомые способы в новую ситуацию.
Материал. Панель с отверстиями и различные игрушки-вкладыши для заполнения отверстий (примерно 8-10 предметов).
Ход занятия. Мама ставит перед малышом
панель с втулками (елочками, грибками и т.п.). Такой же комплект
находится у взрослого. Он показывает, как отсоединять втулки от панели,
сопровождая действия пояснениями.
Во второй части занятия малыш действует самостоятельно, активно подражая взрослому.
В третьей части занятия мама вставляет в панель
втулки (грибочки). Просит малыша помочь ей. Затем малыш пытается
действовать самостоятельно.
Варианты.
Те же действия осуществляются с аналогичными
пособиями и игрушками: с елочками, винтиками (катушками для ниток,
распиленными поперек), веретенцами, скатанными из плотной цветной
бумаги, вырезанной предварительно в виде растянутого треугольника
(флажок длиной 25-30 см, шириной у основания 4-5 см), шариками,
конусами, расположенными заостренной частью вниз и т.п.
|
Контакты ребенка со взрослыми интенсивно развиваются.
На эмоционально-чувственной, ориентировочной
основе расширяется содержание «делового» общения. В процессе наблюдений
и игр-занятий с предметами-орудиями и игрушками ребенок начинает
входить в социальный мир .
Занятие 1
Цель. Продемонстрировать ребенку бытовые
действия взрослых, живущих с ним рядом (кто что делает?). Приучать его
к наблюдениям, которые
могут носить случайный характер или быть заранее организованы.
Материал.
А) Молоток и гвоздики у папы (дедушки) для ремонта игрушки или предмета домашнего обихода (табурета, скамейки и т.п.)
Б) Деревянный (пластмассовый) молоточек для ребенка.
Ход занятияМама обращает внимание на звуки, доносящиеся из кухни или другой комнаты
«Слышишь «Тук-тук»? Кто там стучит? давай посмотрим».
1. Обыгрывается ситуация ориентации: «Кто стучит? Кто делает «Тук-тук?»«Что папа делает? Алеша хочет посмотреть», - поясняет мама.
Второй взрослый вступает в разговор, кратко
мотивируя свои действия. Например «У Алеши машинка сломалась (пауза).
И далее: «Машина не едет без колес. Демонстрация.» 3. Взрослые
располагаются так, чтобы ребенку было удобно наблюдать починку игрушки.
Папа (дедушка) показывает молоток и гвозди, говорит: «Молоток,
«Тук-тук». Дает возможность послушать стук молотка (несильный), просит
ребенка повторить удары детским молотком. 4. Наблюдение ремонта игрушки. Взрослый выполняет действия в замедленном темпе и кратко комментирует.
5.Папа акцентирует внимание ребенка на
результате своего труда: «Машинка поехала! Все колеса на месте». Отдает
ребенку исправленную игрушку, «Би-би-би» - показывает образец
звукоподражания, просит малыша повторить, как сигналит машина.
6. Мама учит ребенка словам
благодарности, принятым в общении людей: «Спасибо, папа (дедушка),
спасибо! У машинки теперь есть все колесики!
Слово «Спасибо» малыш сказать не сможет, но
поблагодарить за доброе дело сумеет. Возможно повторит: «Да-да» или
«Па-си» или «Си-бо». Важно, чтобы мама подхватила его слово: «Да!
Спасибо!»
7. Папа (дедушка) дает малышу деревянный молоточек (игрушка «верстачок»)и предлагает постучать.
Показывает, как забивают гвозди.
Малыш стучит молоточком по верстачку и столбикам, которые при его ударах опускаются в лунки верстачка.
Аналогичные наблюдения можно провести, договорившись с бабушкой (тетей, сестренкой):
«Пойдем, посмотрим, что делает бабушка?» (вяжет, моет посуду и т.п.)
Обязательно акцентируйте внимание на результате этих действий: «Бабушка связала носочки» или «Сестра сшила Саше фартучек» и т.п.
Занятие 2
Цель. В игровой форме показать ребенку социальную ситуацию сочувствия ( и помощи нуждающемуся в них.
Воспитывать понимание чувства благодарности за помощь.
Разыграть с игрушками ситуацию преподнесения подарка и т.п.
Материал. Иллюстрации к стихотворению А. Барто «Мишка». Мишка-игрушка, бинтик, кусочек ватки.
1. Мама медленно читает на память стихотворение «Мишка», (медленно, делает паузы, показывает иллюстрации).2. Сопоставляется реальная игрушка и картинка.
Примечание. Игрушка ребенка остается без изъяна.
3. Мама разыгрывает ситуацию с Мишуткой: лечит ему лапку.
«Полечим Мишутку» - поясняет она и кладет кусочек ваты, бинтует Мишутке лапку.
4.
Мама просит ребенка: «Пожалей Мишу! У него лапка болит (пауза). Погладь его!» (Пауза). «Хороший, хороший Миша!»
5.Мама разыгрывает ситуацию
выздоровления Мишутки. Радуется результату: «Мы полечили – и лапка
больше не болит». Предлагает ребенку снять с лапки бинтик. Миша
благодарит ребенка: «Спасибо Сашенька (пауза) Спасибо!»
6. Мишутка танцует. Мама напевает веселую мелодию. Предлагает малышу позвенеть бубном (колокольчик, металлофон)7.В
конце игры–занятия мама предлагает что-нибудь подарить Мишутке,
например, новые штанишки и курточку (Мишку переодевают). Мама
разыгрывает ситуацию: Мишка смотрится в зеркало, радуется и благодарит
за обновки.
Примечание. В конце 12-го месяца следует
постепенно вводить ребенка в социальный мир, раскрывать на понятном ему
уровне человеческие взаимоотношения, обогащать чувства ребенка.
Занятие 3
Цель. Использовать ситуации поздравления
и преподнесения подарка кому-то из членов семьи, например, маме по
случаю какого-либо праздника или дня рождения. |
Значительно совершенствуется понимание речи,
обращенной к ребенку. И все же, взрослому необходимо придерживаться
определенных методических рекомендаций, чтобы малыш понимал вас.
Ваша речь должна быть артикуляционно правильной, без искажения звуков. Это важно, т.к. мы развиваем речевой слух малыша.
В этот период ребенок может повторять за
взрослым новые звуки и слова сразу, едва услышав их. Поэтому ему
необходим правильный речевой образец.
Артикуляция только складывается, и малыш, как
правило, коверкает слова, пытаясь повторить их за взрослым. . Например
говорит «яка» вместо «яблоко», «гона», - вместо «огонек», «кука» -
вместо «кукла» - и т.п.
Но, даже такие «слова»к концу 12-го месяца удаются не каждому малышу.
Взрослый должен называть все предметы и игрушки, которые попадают в руки к малышу.
Новым является то, что мама показывая предмет в
действии, называет и действие с ним, по сути, строит 2-х словное
предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого например, «шарик
катится» или «кукла пляшет», и т.п.
Для развития активной (разговорной) речи мама
продолжает вводить в общение с ребенком облегченные (лепетные) слова
(например«гу-ли», «ав-ав», «ку-ка» и т.п.), употребляя их с
общепринятыми в качестве пояснения. Взрослый, проводя игру-занятие или
просто общаясь с малюткой, говорит не торопясь. Скрытый период «приема»
информации, даже в самой лаконичной форме, у ребенка значительно более
длительный, чем у взрослого. Поэтому необходимо продлевать во времени
обращение к ребенку, делать паузы и, конечно, повторять сказанное 2-3
раза.
Для малыша очень важно наглядное сопровождение
(показ) всего того, о чем дитя слышит и с чем встречается в первый раз.
Следует побуждать его находить знакомые предметы по просьбе взрослого,
а незнакомые выделять из их числа. При этом незнакомый предмет
(игрушка) должен быть один среди 3-4 знакомых, и желательно, резко
контрастировать с ними (например, три белых зайчика и одна черная
собачка).
Взрослый по-прежнему активно задает вопросы
малышу. Но теперь, наряду с «Где?», «Что это?», «Кто это?» звучат
вопросы, ставящие ребенка в ситуацию выбора из 2-3 предметов.
Например: «Где Зайка, а где Киска?» и т.п.
Ни смотря на то, что ребенок мал, взрослый
старается мотивировать свои действия в речи.. Перед ребенком
выстраивается «логика» человеческого поведения и функций предметов (что
для чего нужно). Конечно, всеми этими «тонкостями» малыш в полной мере
овладеет на 2-3-м году, но начало закладывается уже в конце
младенчества.
В каждой игреи занятии мама повторяет (закрепляет) освоенное и включает новые названия предметов и действий с ними.
Занятие 1
Цель. Показать ребенку знакомые игрушки, повторить их названия.
Материал. Перчаточная кукла-Петрушка. Взрослый надевает игрушку на руку. Погремушка, барабанчик.
Ход занятия.
1. Знакомство с Петрушкой. Петрушка
называет малыша по имени, здоровается с ним. Мама от своего имени и от
имени ребенка здоровается с Петрушкой.
2. Петрушка показывает свой наряд. Мама
называет кукольную одежду все части одежды (штанишки, рубашку, поясок,
сапожки, колпачок).
3. Петрушка играет с малышом, показывает
ему погремушку, взрослый называет предмет и побуждает ребенка к
звукоподражанию: «Ди-ди-динь!».
Затем показывается барабанчик. Взрослый показывает, как Петрушка стучит в барабанчик. Побуждает к звукоподражанию: «Та-та-та».
4. Сопоставление игрушек: «Где погремушка – «Ди-ди-динь», «А где барабанчик - «Та-та-та»?» - обращается к малышу мама.
Пояснение. На следующем занятии можно включить игру с колокольчиком («Бом-бом») и деревянными ложками («Тук-тук»).
5. Петрушка танцует под веселую мелодию, которую напевает взрослый. Малыш хлопает в ладоши.
6. Мама просит малыша помахать ручкой
Петрушке: «До свидания», повторяя за взрослым эту фразу так, как у него
получается или только жестом.
Занятие 2
Цель. Развивать активную речь.
Показывать знакомые ребенку игрушки. Побуждать «отвечать» на вопросы
«Где?» «Что это?», «Кто это?» доступными для малыша средствами.
Материал. Круглая коробка, подвешенная на шнуре между двумя стульями (привяжите ее к планке, расположенной на их спинках).
Набор 8-10 игрушек по10-12 см. Ход занятия.
1. Игрушки на глазах малыша складывают в коробку, при называют этом каждую называют.
2.
Мама закручивает шнурок.,
Коробка крутится, а затем останавливается.
Ребенок по одной выбирает игрушки. и называет каждую. Взрослый вводит
облегченные (лепетные) слова «Ав-ав», «Би-би», «Ля-ля» и др)
3.
Повторение 1 и 2 частей.
Мама побуждает ребенка «отвечать» ей всеми доступными для него средствами жестом, вокалом, лепетным словом, словами
Занятие 3
Цель. Учить находить знакомый предмет на
картинке. Называть ребенку предметы на картинках. Побуждать к
повторению названий за взрослым.
Материал. Набор предметов (игрушек) и набор картинок, изображающих их.
Ход занятия.
1. Мама показывает знакомую игрушку, называет ее, просит повторить малыша.
2. Показывается картинка и выбирается такая же игрушка. Картинка и игрушка сопоставляются, называются.
3. Все игрушки раскладываются под картинками. Называются. |
Период, когда малыш начинает самостоятельно
ходить, чреват детскими капризами, причем не столько от падений и
ушибов, сколько из-за реакции взрослых. Если ребенок не удержался на
ножках, упал, испачкал руки и одежду, отнеситесь к этому «философски»
спокойно: все бывает. Не показывайте малышу ни страха, ни досады.
Следует помнить, что в эмоциональном развитии
ребенок очень зависим от взрослых. Он копирует ваши реакции.. И очень
важно -- любая негативная эмоция влияет на его уже формирует характер,
формирует или деформирует его..
Вместе с тем, необходимо обеспечить малютке
достаточную двигательную активность. Гиподинамия (недостаточность
движений) вредна не только для физического, но и общего развития малыша.
Развитие общих движений
Мама продолжает проводить с ребенком
гимнастический комплекс, рекомендованный ранее (от 9-11 мес.).
Требования и правила проведения остаются прежними. Новым элементом
является то, что взрослый уделяет большее внимание ходьбе малыша,
практикуя различные игровые ситуации, побуждающие малютку к
самостоятельности.
В начале 12-го месяца взрослый предлагает
ребенку идти, держась двумя руками за игрушку-каталку и толкая ее
впереди себя. Мама страхует ребенка сзади.
К концу 12-го месяца в занятиях с ребенком
последовательно вводят общеразвивающие упражнения для рук, брюшного
пресса и ног. Конечно, эти части занятия выделяются условно. В процессе
игры, они как бы «вытекают» одно из другого, носят яркий игровой
характер и выполняются с участием взрослого, который организует и
направляет действия малыша. Все упражнения носят активный характер,
т.е. выполняются самим ребенком, а не рукой взрослого за него.
Примерное физкультурное занятие
1. Мама оказывает Мишутку, который «хочет поиграть» с Сашенькой (имя ребенка).
2. Она помогает малышу сесть на коврик.
Мишутка располагается сбоку от малыша, с другой стороны - Зайка. Мама
находится перед ребенком.
Упражнение для рук
Мама предлагает малышу протянуть к ней ручки.
Берет его за кисти, они вместе поднимают и опускают руки, взрослый
синхронно движению повторяет: «вверх», «вниз» (4-5 раз).
Упражнение для туловища
Мама держит ребенка за ручки и предлагает
попеременно повернуться то к Мишутке, то к Зайке, сопровождая повороты
словами: «К Зайке», а теперь «К Мишутке» (4-5 раз).
Упражнения для ног
Мама предлагает малышу встать. Она берет его за
кисти. Они вместе со словом «присели» присаживаются на корточки, по
слову «встали» выпрямляются.
Взрослый может использовать игровой прием:
«Какой Сашенька был маленький?» - присаживаются); «Какой Саша стал
большой?» - выпрямляются. Повторить (3-4раза).
Ходьба
(основное движение)
Мама высыпает из коробки шарики на пол и
предлагает малышу собрать их в коробку.Если ребенку трудно, мама
выполняет упражнение вместе с ним, называя предметы, например, «красный
шарик», «зеленый шарик» и т.п.
Подвижная игра
Эта часть занятия выполняется со взрослым, который держит ребенка за левую ручку.
В правую ручку мама дает ребенку игрушку-каталку, которую малыш держит за палочку и передвигает впереди себя.
Чем быстрее ребенок идет, тем интенсивнее
бабочка машет крылышками (крутятся шарики, гремят колокольца, вращаются
колечки и т.п.)
Мама и малыш меняют темп движений, наблюдая за каталкой
Примечание.Все занятие длится не более 5-10 минут.
Игровые упражнения для развития общих движений и ходьбы
1. Ходьба по дорожке к игрушке (Мишке, Зайке и т.п.).
2. Ходьба к игрушкам,, расположенным в разных частях комнаты. У каждого предмета разворачивается игровой момент.
3. Ходьба к предмету по просьбе
взрослого: «Принеси»,например, кубик или колечко и т.п. Из принесенных
предметов мама строит на глазах малыша башенку или складывает пирамидку.
Ходьба по просьбе взрослых: «Иди ко мне (говорит папа), а теперь «Пойдем к маме? Где мама?» С ребенком играют двое взрослых.
Ходьба за катящимся большим мячом (выполняется с помощью взрослого).
Упражнения для развития моторики пальцев
Перекладывание предметов из одной емкости в
другую (учить брать предметы тремя пальцами: большим, указательным и
средним). Давайте малышу самые разнообразные предметы.
Навыки.
Самостоятельно берет со стола чашку, пьет, удерживая в двух руках, и ставит на стол.
Протягивает под струю воды руки (по просьбе взрослого).
|
Показатели развития ребенка 12-ти месяцев |
1. Предметная деятельность по-прежнему
ведущая в развитии ребенка. Навыки и умения, приобретенные в 10-11
месяцев, актуальны и в этом возрасте. Необходимо продолжать их
формирование.
2. Продолжает совершенствоваться ориентировочная активность и поисковые действия руки.
Новизна в поведении 12- месячного ребенка
связана с качественными изменениями в предметно-игровой деятельности.
Она становится более устойчивой, избирательной и целенаправленной:
1) годовалый малыш может, не отвлекаясь, заниматься с одной игрушкой 5-10 минут;
2) у ребенка может возникнуть особое отношение к какой-либо игрушке, которой он будет отдавать явное предпочтение;
3) дитя интересуется не просто новой
игрушкой, но выбирает среди нескольких новых игрушек более
занимательную по игровым свойствам. Это могут быть познавательные
игрушки с «сюрпризом» (скрытыми свойствами), которые ребенок
обнаруживает в процессе поиска, т.е. ориентировочно-исследовательских и
игровых действий-манипуляций;
4) ребенок совершает «прямые» и «обратные»
действия (открывает-закрывает, вкладывает-выкладывает и т.п.). При этом
малыш получает удовольствие и от самого действия (процесса) и от
различных видоизменений предмета (результата), которые возникают в
процессе игры;
5) видоизменения предмета (игрушки)
продевают интерес к ней, что способствует формированию устойчивости и
целенаправленности его игры.
При этом возникает как бы цепь действий, ориентированных на новизну свойств предмета (игрушки).
Устойчивость предметных игр возрастает до 15-20 мин.
Рекомендация. Ребенку необходимы
раскладные игрушки: матрешки, цветные пирамидки, колпачки – вкладыши, а
так же кнопочные или клавишные звуковые модули, прозрачные шары с
внутренним наполнением.
В конструкции таких игрушек «заложена» ситуация
«поиска», что важно для развития умственной активности и воспитания
некоторой первоначальной самоорганизации, устойчивости внимания.
3. Ребенок выполняет более сложные
действия по подражанию (копирует). Если ранее ему удавалось, в
основном, раскладывание на части, разбрасывание, разъединение,
разрушение, то к концу 12-го месяца он, по подражанию, все чаще
выполняет «созидательные» действия: складывает пирамидку, делает
башенку, кладет предметы в какую-либо емкость и т.п. Эти действия малыш
выполняет вначале с помощью взрослого и при непосредственном его
участии.
4. Наблюдается постепенный переход от
элементарных способов двигательного воздействия на предмет (удары,
сотрясения, сжатие и т.п.) к целенаправленным
ориентировочно-исследовательским действиям (поглаживание, приближение к
уху, обследование кончиком указательного пальца и т.д.).
5. Наблюдается более слаженная
координация левой и правой рук. Активное участие не только ладони, но
и пальцев (большого, указательного, среднего).
6. В виду того, что у ребенка
значительно увеличится опыт манипуляций с предметами и сенсорная
память, он способен действовать не только с объемными предметами, но и
плоскими геометрическими фигурами (пластинами, квадратами, кругами и
пр.), выбирая их за специальные хвостики-держатели из геометрических
модулей или пазлов с помощью взрослого.
7. Ребенок эмоционально реагирует на удачный результат и переживает из-за своих неудач.
8. Узнает знакомые игрушки на картинках.
9. К концу 12-го месяца у малыша
складываются целостные впечатления о предметах, наиболее часто
встречающихся в быту и имеющих для него практическое значение.
10. Значительно совершенствуются сенсорные способности (зрение, слух, осязание).
Малыш увлеченно взаимодействует с игрушками
разной величины, формы, цвета. По просьбе взрослого: «Дай такой же»
находит мячик или кубик, показывает на него или отдает.
Примечание. В этом возрасте ребенок в основном выполняет задания двигательного характера.
1. |
Общение со взрослым.
Социальная активность возрастает:
1) ребенок, как правило, если здоров, пребывает в эмоционально-положительном состоянии;
2) малыш адекватен и эмоционально отзывчив на просьбы взрослого о еде, прогулке, сне и на занятиях;
3) правильно реагирует на слова взрослого «можно» и «нельзя»;
4) ребенок реагирует не только на тон
обращенной к нему речи, но и на ее смысловое содержание: ласковые слова
вызывают улыбку, смех, радость – строгое обращение к малышу может
вызвать обиду и плач;
5)по-разному ведет себя с близкими людьми в
зависимости от характера их общения с ребенком: авторитарного (приказ),
демократичного (поиск консенсуса), попустительского (безразличие).
Примечание. Постоянно строгий тон, наказания, угрозы, вечные «нельзя» - запреты вызывают у малыша страх.
Попустительный тип воспитания, когда все «можно» провоцирует необузданность в поведении, капризы, желание «повелевать».
Если в одной семье встречается такая полярность
в подходах к ребенку, можно прогнозировать невротические заболевания.
Этого делать не следует. Демократический тип общения, сочетающий
разумную строгость с любовью и лаской всех членов семьи – залог
психофизического благополучия малютки.
6) Продолжает проявлять интерес к бытовым действиям взрослых. Подражает их эмоциям, мимике и жестам;
7) отзывчив на игровые показы с куклой, демонстрирующие социальные ситуации (кормление, мытье, приход к ней гостей и пр.);
8) по-прежнему насторожен к посторонним
взрослым, вглядывается в их лица. Вместе с тем среди «чужих» может быть
расположен к некоторым из них («тетя Лида», «дядя Толя»).
Общение с детьм |