Задачи |
1.Формировать сравнения и обобщения (мыслительные операции) в предметных играх:
а) подбирать для показа ребенку идентичные
предметы (игрушки), например: «Дай такой же шарик, кубик, колечко (и
т.п.), посмотри — такой же и у меня»»;
б) подбирать для показа ребенку однородные предметы (игрушки), например: «Где ляля (кукла),? Дай лялю. Эта ляля другая».
2. Продолжать формировать элементарные
обобщенные способы действий с предметами (пирамидками,
кубиками-вкладышами, шаробросом и пр.), исходя из их физических свойств
(вкладывание, накладывание, нанизывание и пр.).
3. Способствовать закреплению обобщенных
(«разученных») способов действий с дидактическими (обучающими)
игрушками. Учить «переносить» их в новую ситуацию. Например, после
последовательного проталкивания шариков повторить то же с кубиками;
после вкладывания колпачков «меньший в больший» повторить то же самое с
полыми кубами и др.
4. Осуществлять показы более широкого
ассортимента образных игрушек. Например, показать куклу – «ляля»,
петушка — «кука» и др., включая их в эмоционально яркие и понятные
ребенку сюжеты, состоящие из 1—2 действий (петушок поет; куколка спит и
т.п.).
5. Учить узнавать знакомые игрушки (предметы)
на картинках, например: «Где ляля?», «Кто на картинке?», «Где ав-ав
(собачка)?» и т.п. |
1. В присутствии ребенка поддерживать в семье и
ближайшем окружении микроклимат высоких семейных отношений – любви,
согласия, взаимопомощи и заботы о ближнем и т.п.
2. В присутствии ребенка проявлять
доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым, ласковое отношение
к другим детям, желание идти на контакт, проявляя симпатию, сочувствие,
уступчивость. С младенчества способствовать воспитанию доброжелательных
чувств.
3. Отражать в сюжетных (игровых) показах с образными игрушками сценки доброго отношения к кукле, петушку, к «живым» существам. |
1. Развивать речевой слух, вводя в речевое
общение с ребенком новые фонемы (звуки) родного языка, неосвоенные в
его речевой практике.
2. Обогащать лепет, используя звукоподражания («ав-ав», «ам-ам», «га-га», «ко-ко» и т.п.
3. Учить ребенка понимать и действенно
откликаться на слова.Например: «Пожалей лялю (куклу)», «Погладь
собачку», «Позови петушка: иди, иди к Оле (Мише, Коле и т.п.)».
4. Способствовать началу лепетной речи,
создавая ситуации, побуждающие ребенка понимать и повторять за взрослым
первые простые слова, состоящие из 2-х одинаковых слогов («ма-ма»,
«ба-ба», ням-ням») и т.п. |
Общие движения
1. Учить ребенка стоять самостоятельно, хотя бы малое время, без опоры.
2. Побуждать ребенка к первым самостоятельным шагам.
3. Активизировать движения ребенка на основе
природного интереса (ориентировочного рефлекса – реакции на новизну) к
окружающему миру.
Действия руки
1. Подбирать игры и предметы, требующие
специфических движений при манипулировании ими (например, нанизывание,
проталкивание, вкладывание, рассоединение на части и т.п.).
2. Способствовать при действии с предметами активизации большого и указательного пальцев (схватывание). |
Реализация мини-программы и задач воспитания |
Взрослый подбирает для занятий с ребенком
игрушки (предметы), позволяющие в процессе действий с ними развернуть
игровые, «поисковые» ситуации, формирующие активную ориентировку и
мышление.
Занятие 1
Цель: Развивать зрительно-слуховые
ориентировочные реакции. Совершенствовать слуховое восприятие, давая
для сравнения мелодичные звуки и шумы.
Материал: Погремушка, колокольчик.
Ход занятия.
Мама ставит малыша около опоры (кресло, диван и
т.п.). Отходит на несколько шагов и звенит колокольчиком, приглашая
сына или дочь подойти к ней. Малыш может двигаться вдоль опоры или
пытаться сделать несколько шагов без опоры навстречу маме. Мама должна
страховать малыша: быть на расстоянии, позволяющем подхватить его в
любой момент.
Взрослый звенит колокольчиком, затем имитирует голосом его звук: «Динь-динь-динь».
Мама дает малышу поиграть колокольчиком 1,5—2 мин.
Когда ребенок оставляет колокольчик, мама убирает его.
Аналогично выполняются действия с погремушкой. После этого мама вновь достает колокольчик, отходит в другую часть комнаты.
Все части занятия повторяются.
Занятие 2
Цель. Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность при действии с предметами, обладающими скрытыми свойствами.
Материал. Небольшие коробочки разной
формы: квадратные, круглые, овальные (15х15х15 см, 10х15х10 см) и пр.
Ко всем коробкам прикреплены крышки, которые открываются разными
способами, например, проталкиванием (в виде пенала), открыванием сверху
(в виде шкатулки), откидыванием сбоку и т.п. Вовнутрь коробочек
положены небольшие предметы, связанные гирляндой (например,
колокольчики, яркие ленточки, шарики из различных материалов и т.п.).
Внимание: мелкие предметы не давать!
Ход занятия
Взрослый не показывает ребенку, как открывается
коробка. Встряхивает ее; обращает внимание на возникающий при этом
звук, значит, внутри что-то лежит.
Мама побуждает ребенка к самостоятельному
поиску, но прибегает к совместным действиям, если ребенку необходима
помощь. Однако и в этом случае мама не сразу открывает малышу способ
действия, стимулируя его самостоятельность в нахождении секрета
коробочки.
Во второй части занятия, когда коробочка открыта, малыш самостоятельно рассматривает ее содержимое.
Примечание. Коробочки разной формы и
разной конструкции подбирают из различных упаковочных материалов. На
одном занятии можно дать одну коробочку, на следующем занятии мама
заменяет ее, с тем чтобы к ребенку попала коробочка другой конструкции.
Занятие 3
Цель.
1. Совершенствовать умение соотносить предметы,
ориентируясь на их положение в пространстве. Продолжать развивать
устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение
выполнять их по подражанию за взрослым (в данном случае проталкивать и
сталкивать шары).
2. Совершенствовать самостоятельные двухактные
действия: проталкивать шары по одному (анализ действий), скатывать и
собирать по одному (синтез в действии) с опорой на свойства игрушки
(шароброс со скатом).
3. Развивать локомоции, ориентируясь на предметы в пространстве. Совершенствовать координацию рук, моторику пальцев.
Материал. Шароброс со скатом.
Примечание: Пособие можно изготовить самостоятельно. Шароброс в виде коробки длиной 60 см, шириной 40—50 см, высотой
30 см. Коробка имеет одну широкую сторону.
Внутреннее пространство разделено пополам картоном. Он закреплен
изнутри на середине второй широкой стороны и согнут пополам, образуя
скаты, обращенные к нижней, узкой стороне коробки. В этом месте с двух
сторон делают прорези в виде полукруга (радиусом
15 см). На верхней, широкой поверхности коробки
вырезают круглые отверстия (радиусом 1,5—3 см), расположенные
симметрично в 2 ряда с интервалом 4—5 см. Прорези делают на одинаковом
расстоянии (10—12 см) от средней/верхней линии скатов. Чтобы шары не
раскатывались по всей площади пола, со стороны скатов кладут
ограничители.
Ход занятия: Шарики
расположены на ковре недалеко один от другого. В середине ковра
поставлен шароброс со скатом. Мама показывает ребенку, как опустить
шарик в коробку, поочередно – один за другим. Эмоционально обыгрывает
внезапное их появление их отверстия коробки.
Во второй части занятия мама побуждает малыша самостоятельно опускать шары в прорезь. Вторая часть занятия повторяется. |
В повседневной жизни способствовать возникновению устойчивых положительных эмоциональных состояний.
Взрослый должен откликаться на успехи малыша в
овладении теми или иными навыками, например: «Как хорошо мальчик
кушает!», «Посмотрите, папа и бабушка, как наш сыночек шапочку
надевает!», или: «Вытираем ручки-птички, пальчики-синички… К-ш-ш-ш!
Полетели, на головку сели, песенку запели!» (Ребенок прикладывает ручки
к головке.)
Взрослый задает эмоциональный тон общения,
показывая ребенку образец жизнерадостного, доброго, чуткого,
заботливого отношения к окружающим. Необходимо обыгрывать самые
обыденные режимные ситуации, делая их для малыша познавательными и
интересными.
Общение со сверстниками.
Мама оберегает нервную систему малыша,
постепенно приучая его к контактам с другими детьми. Например, если
ребенок в песочнике находится с малышами, мама учит ребенка играть
«рядом». Желательно брать на прогулку игрушки не только для своего
ребенка, но и для других детей. Это поможет избежать слез и конфликтов.
Во-первых, не следует насильно побуждать малыша «поделиться» своими
игрушками. Вместе с тем мама хвалит сына или дочь, если малыш проявляет
внимание к другому ребенку и предлагает свои игрушки.
Мама проигрывает перед ребенком сценки с куклой, показывая ситуации из жизни самого малыша.
Занятие 1
Цель. Показать социальные ситуации, отражающие кормление ребенка.
Материал. Кукла (30—40 см), игрушечные тарелочка и ложечка.
Ход занятия:
Часть 1. Мама показывает ребенку тарелочку и ложку, предлагает: «Покормим ля-лю (куклу)».
Часть 2. Мама усаживает куколку, завязывает нагрудник и предлагает посмотреть, как «ляля кушает».
Часть 3. Мама просит малыша: «Покорми лялю сам!»
Занятие 2
Цель. Показать ситуации оказания кукле (мишке, зайке и др.) помощи.
Материал.
Куколка (20—30 см), лошадка (25—30 см).
Ход занятия
Часть 1. Куколка едет на лошадке: «Цок-цок-цок!» Падает, плачет.
Часть 2. «Пожалей лялю!» — просит взрослый.
Часть 3. Куколка едет, смеется, поет песенку. |
Структура речевых занятий остается такой же.
Знакомство с окружающим усложняется. Эта форма
познавательной деятельности не только обогащает впечатлениями, но и
оказывает огромное влияние на развитие речи и мышление ребенка.
Мама обращает внимание малыша на явления живой
природы (деревья, травку, цветы, домашних животных) и неживой (снег,
сосульки, ручеек, лед, песок, камешки и пр.); на природные явления
(солнышко, снег, дождь, ветер и пр.).
Мама кратко комментирует все, что ситуативно
разворачивается перед глазами малыша. В условиях города (ситуативно)
следует показать ребенку кормление голубей, купание воробьев в луже;
ворону, важно шагающую по двору; кошку, греющуюся на солнце и т.п.
В сельских условиях (дополнительно) следует
показать малышу петушка, поющего и гуляющего по двору; курочку и
цыплят, клюющих зерна, козочку, овечку, жующих травку,
и пр.
Примечание: не подносить близко малыша к животному ( ближе 2—3 шагов).
Примерные занятия
Занятие 1
Наблюдение за голубями.
Цель. Эмоционально обогатить ребенка
впечатлениями. Расширить словарь понимаемых слов: «птичка», «летает»,
«клюет зернышки». Формировать активную речевую практику, вводя
звукоподражания. В данном случае — воркование голубей: «Гуль,-гуль», а
также условное, лепетное название птиц – «гули» (голуби).
Материал. Крупа или кусочек хлеба.
Ход занятия
Часть 1. Наблюдение птиц.
Мама подводит малыша к гуляющим по двору голубям. Обращает внимание ребенка на птиц: «Гули, голуби, гули!»
Наблюдают за птицами 1—2 мин.
Часть 2. Разговор о голубях.
«Вот какие птички – гули! Позовем их: «Гули- гули!» Скажи: «Гули!»
Часть 3. Кормление птиц.
Мама крошит хлеб или посыпает зернышки,
сопровождая свои действия словами: «Прилетели гули-гули, поклевали
зернышки. Скажи: «Гули!»
Часть 4. Наблюдения полета птиц.
«К-ш-ш-ш! Полетели гули!» — говорит мама, вспугнув стайку. И вновь просит повторить: «Гули-гули!»
Примечания.
1) аблюдение следует неоднократно повторить, обогащая речевую практику;
2) аналогичные наблюдения и других животных и птиц;
3) можно использовать фольклорные тексты, например:
«Гули-гули прилетали!
Гули-гули ворковали:
Гуль-гуль, гуль-гуль!»
Занятие 2
Игра с куклой.
Цель. Показать ребенку игру с куклой.
Расширять понимание речи взрослого, исходя из ситуации показа. Ввести в
активную речь слова: «ляля» (кукла), «топ-топ» (ходит), «бай-бай»
(спит), «ля-ля-ля» (танцует).
Материал. Кукла (26— 30 см)
Ход занятия:
Часть 1. Мама показывает куклу, называет: «Ляля».
Часть 2. Ляля ходит. Мама ведет куколку и приговаривает: «Топ-топ, ляля ходит».
Часть 3. Ляля танцует. Мама раскачивает куклу, напевает: «Ля-ля-ля!»
Часть 4. Ляля спит. Мама говорит: «Ляля хочет
спать – бай-бай». Учит ребенка покачать куколку, напевает:
«Баю-баюшки-баю! Баю Лялечку мою».
|
Мама продолжает проводить с ребенком
гимнастический комплекс, начатый ранее (в 9—10 мес.). На 11-м мес.
жизни его двигательная активность продолжает совершенствоваться: все
чаще проводятся упражнения из исходного вертикального положения.
Новым является то, что выполнение их начитает регулироваться словом взрослого.
Мама обращается к малютке со словами: «сядь», «встань», «возьми», «дай мне» и т.п.
Взрослый включает в комплекс элементарные пособия (кольца, палочки, шарики и т.п.).
В 11 мес. с малышом проводят игровые
упражнения, побуждающие малютку стоять, стоять без опоры; и делать
первые самостоятельные шаги.
1. Мама к разученным ранее упражнениям добавляет следующие:
а) Сгибание и разгибание рук (упражнение активное).
Цель: укрепить мышцы-сгибатели рук, мышцы плечевого пояса.
Исх.пол: ребенок стоит лицом к взрослому. Мама вкладывает в ручки малыша кольца.
Выполн.: Мама, взявшись за кольца, попеременно
сгибает и разгибает руки ребенка в плечевом и локтевом суставах.
Повторить 6—8 раз.
б) Присаживание (упражнение активное)
Цель: укрепить мышцы брюшного пресса и спины. Научить садиться из положения лежа на спине.
Исх.пол: лежа на спине. Мама одной рукой придерживает колени малыша, в другой держит игрушку.
Выполн.: повторяя слова: «Сядь, сядь» — и показывая игрушку, побуждает малыша сесть.
Повторить 2—3 раза.
в) Приседание (упражнение активное).
Цель: укрепить мышцы туловища, ног, рук и плечевого пояса.
Исх.пол: ребенок стоит лицом к взрослому. Мама вкладывает в руки малыша кольца.
Выполн.: мама, взявшись за кольца, произносит:
«Присядь» — и далее: «Встань», побуждает ребенка к приседанию.
Повторить 2—3 раза.
Игровые упражнения
1. «Позвони в колокольчик».
Цель: Развивать чувство равновесия и устойчивости на ногах без поддержки.
Материал: Колокольчик на ленточке.
Ход игры: Мама подводит за ручку малыша к свисающему колокольчику, звенит, вызывая интерес к предмету.
Затем, страхуя малыша сзади, оставляет его без поддержки на 1—2 мин. Побуждает толкнуть колокольчик – позвонить.
Примечание: Игра имеет варианты: используются другие звучащие игрушки (бубен, бубенчики, барабан).
2. «Иди за мячом!»
Цель: Научить ходить за движущейся целью (придерживаясь за опору или взрослого).
Материал: надувной мяч.
Ход игры.
Мама, толкнув мяч, побуждает ребенка двигаться за ним, держась за опору. Далее меняется направление движения мяча и ребенка.
3. «Иди к мишке, или к кукле».
Цель: Побуждение к самостоятельной ходьбе.
Материал: мишка и кукла.
Ход игры: Участвуют двое взрослых. У одного –
кукла, у другого – мишка. Взрослые присаживаются на корточки,
попеременно, говоря: «Иди, иди ко мне» — и, показывая игрушку, манят к
себе. При этом один из них страхует ребенка сзади. |
Показатели развития ребенка 11-и месяцев | Игра с предметами(игрушками)
приобретает характер поисковой, «исследовательской» деятельности, в
которой элементарная ориентировка связана сопределением направленности
(цели), способов выполнения и ожиданием результата.
Ребенок практически (методом проб и ошибок)
овладевает различными видами соотнесений: выполняет игровые действия,
например, «прокати с лоточка шарик. Вот так (показ). А теперь попробуем
это же с кубиком! Нет, не получается. Бери только шарики. Делай сам!»
Ребенок овладевает обобщенными способами
действий: по просьбе взрослого (без показа) выполняет знакомые
«разученные» способы действий. Например, последовательно снимает одно
за другим кольца с палочки (опоры) или выбирает шарики из коробки и т.п.
Малыш способен действовать с определенным
множеством (5—6 шт) одинаковых предметов, выполняя цепь повторяющихся
(«разученных») действий, не требующих тонких движений кончиками
пальцев. Например, снимает, выбирает, отставляет по одному, т.е.
последовательно, берет предмет за предметом.
Свободно переносит в новую ситуацию знакомые
«разученные» способы действий. Например, звенит колокольчиком,
аскачивая его за шнур. Аналогично действует со звенящей
матрешкой-неваляшкой, раскачивая ее за ленту, и т.п.
Начинает подражать взрослому, повторяя за ним
«разученные» игровые действия с образными игрушками. Например, «Покачай
лялю (куклу). Вот так! (Показ.) Или: «Пожалей лялю (куклу). Погладь по
головке, вот так (показ). При условии высокой заинтересованности
ребенка устойчивость его самостоятельных игровых действий с предметами
возрастает до 10—12 мин. | Возрастает интерес (процессуальный) к бытовым действиям взрослых и детей, находящихся рядом:
1) внимательно наблюдает за работой любимого (близкого) взрослого в доме и на улице;
2) рядом с близким взрослым проявляет
интерес к постороннему, выполняющему незнакомые для малыша действия
(например, «дядя красит забор», «тетя подметает двор» и т.п.);
3) наблюдает за поведением другого ребенка. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Усложняется эмоциональное поведение в различных социальных ситуациях:
1) в процессе общения повторяет мимику
взрослого по поводу наблюдаемого объекта (например, проехала машина –
«би-би-би»; собачка залаяла – «ав-ав» и т.п.);
2) проявляет интерес к тому объекту (предмету, игрушке), которым восхищается взрослый в его присутствии;
3) может проявить ревность, если любимый
взрослый переключает свое внимание на другого ребенка (играет с ним,
хвалит, восхищается и т.п.);
4) эмоционально заражаем настроениями взрослых, находящихся рядом. Может заплакать, видя плачущую мать (близкого взрослого);
5) избирательно относится к посторонним
взрослым. Вглядывается в их лица. Может отказаться от общения с ними,
если что-то настораживает в их облике, мимике, речи, действиях.
Активизируется познавательное развитие в процессе эмоционально-игрового взаимодействия со взрослым:
1) эмоционально откликается на простые игровые
показы с образными игрушками в системе «действие-результат», включающйе
сценки из жизни самого ребенка и состоящие из 1—2 (3) действий.
Например, кукла упала – заплакала; зайке дали морковки – обрадовался и
т.п |