Мини программа 8-го месяца |
1. Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).
2. Обогащать познавательное развитие ребенка новыми впечатлениями:
1) широко использовать образные игрушки
(например, петушка, зайчика, куколку и др.), позволяющие имитировать
поведение одушевленных существ («ходят», «смотрят», «издают звуки»,
«поют», «танцуют» и т.д.);
2) продолжать знакомить с дидактическими
игрушками (шары, кубики, кольца и др.); обогащать опыт практических
действий с предметами, исходя из их физических свойств (шарики
перекатываются, кубики кладутся друг на друга) и т.д. |
1. Обогащать эмоциональный мир ребенка радостью общения со взрослым.
Проявлять открытость чувств к ребенку, подчеркивая любовь, нежность, ласку, интерес к нему.
2. Способствовать воспитанию у малыша любви и привязанности к близким.
3. Усиливать содержательную сторону общения с ребенком. |
1. Продолжать формировать подготовительные речевые навыки.
2. Способствовать развитию понимания речи взрослого и активному речевому подражанию.
3. Развивать фонематический слух ребенка (речевые звуки), сочетая с развитием интонационного слуха.
4. Обогащать речевое общение: вводить понятные ребенку слова, сочетания слов, звукоподражания. Формировать потребность в речевом общении. |
1. Продолжать развивать двигательную активность ребенка, оказывающую большое влияние на его физическое и психическое здоровье.
2. Совершенствовать локомоции: умение менять положение своего тела (повороты), самостоятельно (ползанием) преодолевать близлежащее пространство. |
Задачи |
1. Осуществлять показы с образными игрушками, включая их в простые игровые сюжеты из 1-2 действий (собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет и т.д.)
2. Формировать подражание действиям взрослого
(например, выложить шарики из коробки, покатать их; открыть коробку с
игрушкой, откинув крышку, достать игрушку, закрыть коробку и т.д.).
3. Учить выполнять с помощью подражания два
целенаправленных взаимосвязанных действия (например, приблизиться к
мячу и толкнуть его).
4. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям, постепенно развивая умение выполнять действия самостоятельно.
5. Знакомить с плоскостным изображением знакомой игрушки (например, петушка, собачки, куколки, уточки и т.д.).
6. Продолжать развивать движения пальцев,
подбирая для манипулирования небольшие предметы (2,5-3,5 см в высоту)
различной формы (шарики, кубики, конусы, кольца, цилиндры и др.).
7. Продолжать развивать тактильную
чувствительность ладоней и пальцев (осязание), подбирая предметы,
различные по материалу, фактуре, массе, плотности, упругости. |
1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).
2. Способствовать появлению у ребенка потребности в совместных действиях со взрослым (сотрудничестве).
3. В процессе ознакомительной игры давать ребенку образцы новых действий с образными и дидактическими игрушками.
4. В процессе «делового» контакта обогащать чувства ребенка яркими эмоциями.
5. Способствовать появлению у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым – простым совместным игровым действиям.
|
1. Создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт со взрослым (эмоциональная активность, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрприза и т.д.).
2. Фиксировать звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций.
3. Использовать практику речевой «переклички» взрослого с ребенком.
4. Сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию.
5. Широко использовать звуковую и интонационную
выразительность детского поэтического фольклора для формирования
артикуляции (открытые слоги: «А-а-аля, э-м-м!»; закрытые слоги: «Дэ-дэ,
би, бе-де-э, ба-ба-ба!» и др.). |
1. Создавать условия, способствующие совершенствованию ползания – двигательного акта, имеющего особое значение для развития всей мышечной системы (брюшного пресса, груди, спины, конечностей).
2. Создавать условия, способствующие формированию умения самостоятельно садиться.
3. Развивать у ребенка состояние «мышечной радости», обеспечивая достаточную двигательную активность, направленную на освоение окружающей среды и действий с предметами.
4. Продолжать развивать действия руки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев в занятиях с предметами (игрушками). |
Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 8-го месяца |
Лежа на боку, спине, животе, сидя, стоя, ребенок
по-разному - с разных точек зрения – видит окружающее. Он обнаруживает
«многоликость» вещей: пирамидка, матрешка выглядят совершенно
по-другому, если на них смотреть сверху или сбоку.
Любопытство побуждает малыша к действию. А действуя, он познает свойства вещей, расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу.
Взрослый проводит с малышом специальные занятия, стимулирующие познавательную активность и действия с предметами (игрушками).
Примерные варианты занятий с дидактическими игрушками
Занятие 1.
Цель. Расширять представления об
игрушках, изображающих живых существ (например, Петрушку, матрешку,
поросенка, попугая и т.д.). Привлекать внимание к общим характерным
деталям (все они имеют головку, глазки, носик и т.д.). В процессе
показа, называя игрушку, отметить ее яркий признак, например, у зайчика
– длинные ушки: «Это – зайка!» У поросенка – курносый носик-пятачок.
«Хрю-хрю – это поросенок!».
Материал. Сюжетная игрушка (по выбору мамы).
Ход занятия. Мама держит в руках
игрушку, привлекая внимание к ней движением и звуком, имитирующим звуки
инструментов или голос показываемого существа. Например, «Вот Хрюша.
Хрю-хрю-хрю!». Мама сжимает резиновую игрушку - раздается писк.
В первой части занятия мама вызывает интерес к
игрушке. Активизирует желание подползти к игрушке и взять ее в руки.
Если малыш делает попытку сесть, взрослый помогает ему.
Во второй части занятия ребенок действует игрушкой самостоятельно: раскачивает, сжимает, перекладывает из руки в руку, сжимает двумя руками и т.д.
В третьей части занятия, как только действия малыша
становятся однообразными и он теряет интерес к предмету, взрослый
разыгрывает с игрушкой различные простые сюжеты. Например, поросенок
пропал или спрятался: «Где Хрюша?». Хрюша «прячется» под платок или в
коробку и внезапно появляется.
В четвертой части занятия взрослый действует по
ситуации, исходя из поведения малютки, «идет» как бы за ним, поощряет
его активность и инициативу.
В конце занятия желательно включить какой-либо фольклорный текст, например: «Сарафанчик с рюшечкой –
Это наша Хрюшечка!
Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!
На Сереженьку (Сашеньку, Олечку) смотрю!»
Желательно этот текст пропеть, а затем «протанцевать».
Занятие 2.
Цель. Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.
Материал. Цветные шарики разного размера (диаметром до 7 см), круглая коробка (диаметром 20-45 см).
Ход занятия.
На одеяле или на плотном ковре перед малышом
лежат несколько шариков. Мама толкает шарик, двигаясь за ним, настигает
и толкает вторично. Эти действия она сопровождает веселым разговором с ребенком, который наблюдает за ее действиями.
Во второй части занятия мама побуждает малютку
повторить аналогичные действия с другим шариком: приблизиться к нему
(ползком), толкнуть, последовать за ним и т.д.
Она высыпает цветные шарики из коробки. Шарики раскатываются. Взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, так, как ему хочется.
Варианты. На глазах у малыша мама сортирует шарики, например, по цвету: красные – в одну сторону, синие – в другую. Малыш их снова смешивает.
С целью развития тактильной чувствительности
ладоней можно предложить действовать с шариками из различных материалов
или обтянутыми разнофактурными тканями.
Внимание! Действия с предметами и
игрушками проходят только в присутствии взрослого, который следит,
чтобы мелкие игрушки (менее 3-4 см) не попали в рот малыша. Взрослый не должен позволять ребенку подносить их ко рту.
Занятие 3.
Цель. Расширять чувственный опыт при
действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и
грани. Развивать активное подражание действиям взрослого; выполнять 2-3
взаимосвязанных действия (например, взять предмет из «кучи» игрушек,
поманипулировать им, отложить в сторону).
Материал. Неокрашенные деревянные
кубики, брусочки, призмы небольшого размера. Можно использовать
строительный набор. Тележка (40х50см), на которой вперемешку лежат
объемные геометрические фигуры.
Ход занятия. Мама выкатывает тележку на середину ковра. Привлекает к ней внимание ребенка. Взрослый берет один предмет, снимает с тележки, затем берет второй. Стучит кубиком о кубик. Наблюдает за действиями малыша.
Если дитя повторяет его действия, то игровой момент дополняется,
например, звукоподражанием: «Тук-тук» (стук каблуков). Если возникает
ситуация, при которой мама накладывает кубики на тележку, а малыш тут
же начинает их снимать, взрослый использует этот момент для организации совместных действий: игриво и весело накладывает кубики на тележку, давая ребенку возможность их снимать. |
В процессе ухода за ребенком
взрослый информационно обогащает бытовые ситуации - такие, как прием
пищи, умывание, укладывание спать и т.д. Мама старается сообщать малышу
(«транслировать») свои намерения, действия, называть предметы, которые ребенок
видит у нее в руках. Например: «Сейчас будем кушать. Где наша
бутылочка? Где наша ложка? Леша ротик открывает. Вот как хорошо кушает
наш мальчик. Смотрит Мишка, смотрит Зайка…
Нет, нет – это для нашего мальчика, для моего зайчика и т.д.».
Мама подчеркивает свое совместное участие и взаимодействие с малышом в достижении положительного результата.
Мама выражает радость и удовлетворение действиями малыша. Если раньше она просто ласкала сына или дочь, то теперь ее ласка приурочена к конкретной ситуации: мама поясняет, за что она его ласкает (хорошо кушает, хорошо собирает шарики в коробочку и т.д.).
Взрослый, изо дня в день повторяя привычные для малыша ситуации, находит все новые и новые поводы для восхищения ребенком.
Мама акцентирует внимание малыша на положительных сторонах их взаимодействия, употребляет много ласковых слов - «молодец», «умница», «хороший», «любимый».
Следует учитывать, что похвала воздействует
более результативно, чем порицание, потому что именно похвала расширяет
информационное поле общения взрослого с ребенком и
его окружающей средой. Именно похвала создает радость «делового»
общения, а взрослый выступает гарантом удачи. Малыш учится
ориентироваться на эмоциональное отношение мамы к той или иной ситуации. |
Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков. Мама должна стремиться насыщать «деловое» общение речью: обращениями к ребенку по имени, ласковыми словами, звукоподражаниями и т.д.
Внимание! С ребенком следует ежедневно проводить специальные речевые занятия. При этом ставится задача вызвать ребенка на «перекличку» - двусторонний речевой контакт на основе подражания.
Малыш пока еще не понимает «взрослый» язык. Он умеет произносить только некоторые звуки. Взрослый, собираясь обучать ребенка подражанию звукам и слогам, должен знать, какие звуки и как малыш произносит.
Это необходимо потому, что в процессе обучения ребенка языку взрослый поначалу пользуется ресурсами «языка» малыша.
При произнесении звука мама стремится побудить ребенка
к произнесению этого же звука, при этом малыш должен хорошо видеть ее
лицо. Ведь он не только слушает ее, но и смотрит на мамин рот, следит
за движениями ее губ.
Примерный вариант речевого занятия
Структура занятия.
Вступительная часть.
Взрослый наклоняется над ребенком, старается сосредоточить внимание ребенка
на своем лице. Гладит малютку, интонирует, называя по имени: например,
«В-о-о-лоденька», «В-о-лоденька? (с вопросительной интонацией)» и т.д.
Затем делается пауза (15-20 сек.).
Часть 1. «Перекличка».
Мама произносит звуки, подслушанные у ребенка. Пауза (15-20 сек). Если малыш вступил в речевой контакт со взрослым, необходимо сделать попытку повторить его.
Часть 2. Восприятие неречевых звуков - «озвученная игрушка».
Мама показывает какую-нибудь игрушку, например,
поющего петушка, лающую собачку, мяукающую кошечку и др. Дает
возможность рассмотреть ее, вызывает слуховое сосредоточение малыша на звуках, которые издает игрушка.
Пауза (15-20 сек).
Часть 3. Вторичный показ игрушки.
Игровые действия с нею. Звукоподражания.
Называние игрушки.
Часть 4. Повторение первой части занятия.
Заключительная часть.
Мама исполняет потешку или песенку о показанной игрушке. |
Ребенок, овладевший ползанием к 7 мес., на
протяжении 8-го месяца научится садиться, ложиться, а также вставать,
стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.
Малыш осваивает эти движения в основном в
процессе самостоятельной игры: он присаживается, опираясь то на одну,
то на другую руку; опускается на спинку и затем опять садится.
1. Взрослый учитывает проявившиеся двигательные возможности ребенка, следит за усвоением новых движений и расширяет примерный комплекс гимнастических упражнений
На 8-ом месяце в гимнастический комплекс следует ввести упражнения присаживания.
Цель. Укрепить мышцы брюшного пресса, развить навык садиться.
Присаживание с помощью подтягивания малыша за обе руки.
Исходное положение:
возьмите лежащего на спинке ребенка за кисти рук.
Выполнение:
слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побуждайте ребенка сесть. Повторить 2-3 раза.
Присаживание с поддержкой малыша за одну руку.
Исходное положение:
положите ребенка на спину, фиксируя одной рукой колени ребенка, а другой - придерживая малыша за руку, отведенную в сторону.
Выполнение:
подтягивая малыша за руку и приговаривая: «Садись, садись!», побудите его сесть. Повторить 1-2 раза.
Овладев умением самостоятельно садиться, малыш
вначале может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но
вскоре сидит уже довольно хорошо.
Внимание! Ребенка нельзя сажать насильно, следует «идти» за его навыками, не форсируя их.
2. Взрослый закрепляет умение малыша ползать в разных направлениях, используя различные игровые ситуации.
Примерный вариант занятия на развитие ползания
Цель. Учить ползать быстро и в разных направлениях.
Материал. Игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик, металлофон, бубен, ложки, погремушки, неваляшки и т.д.). Салфетки.
Ход занятия. В разных сторонах комнаты и отведенного игрового пространства разложить игрушки, прикрыв их салфетками.
Мама не показывает игрушку, но при этом звенит ею, раскачивая, например, неваляшку. Это побуждает малыша подползти и заглянуть под салфетку. Затем мама передает игрушку малышу.
В следующей части занятия мама привлекает
внимание к предмету под другой салфеткой - например, колокольчику или
бубну. Ситуация повторяется.
Старайтесь, чтобы в какую бы сторону ни направился малыш, в конце пути его ожидало то или иное достижение.
Уделяйте внимание развитию движений рук, показывая общий «рисунок» выполнения: захват предмета сверху, сбоку и т.д. |
Показатели развития ребенка к концу 8-го месяца |
1. Действует с игрушками в зависимости от их свойств
(круглые – катает; кубические – кладет друг на друга и т.д.).
Занимается долго и разнообразно:
1) выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания (высыпание шариков из коробки и т.д.);
2) кладет в ведерко 2-3 предмета; имеет опыт действий с игрушками, используя полое пространство;
3) открывает (откидывает) крышки с игрушечной кастрюльки, бидончика, коробочек и т.д.;
4) перекладывает предметы из руки в руку;
5) производит действия с игрушками, действуя двумя руками;
6) катает предметы: толкание игрушки от себя, затем – следование за отталкиваемым предметом;
2. Подражает действиям взрослого с игрушками (сжимает, трясет, стучит, отбрасывает, придвигает, переворачивает и т.д.).
3. В действиях с игрушками обнаруживается более
развитая моторика пальцев: предметы небольшого размера берет щепотью,
более крупные – всей ладонью приемом накладывания сверху.
4. В моменты яркой заинтересованности способен
заниматься игрушками от 3 до 5-6 мин.; в случае, если взрослый
поддерживает ориентировочную активность малыша личным участием – до 8-10 мин. |
1. Обнаруживает привязанность к близким ему взрослым, может выделять среди них наиболее любимого.
2. Чувствителен к похвале взрослого. Улыбкой или хныканьем добивается участия взрослого, просится к нему на руки.
3. Активен в совместных играх со взрослым: «Прятки», «Здравствуй – до свидания!», «Ку-ку!», «Где петушок?» и т.д.
4. Эмоционально отзывчив на настроение
взрослого. Способен эмоционально «заряжаться» от взрослого. Радуется
веселому разговору с ним, его пению, плясовым движениям.
5. Проявляет интерес к другим детям: наблюдает за их действиями, смеется или лепечет. |
Понимание речи.
Заметно расширяется понимание речи взрослого, обращенной к ребенку:
1) на вопрос «где?» поворачивает голову в сторону названного предмета (знакомого и постоянно находящегося в определенном месте);
2) может находить предмет среди двух-трех знакомых ему; (примечание: вопрос о каждом предмете задают несколько раз, делая паузу (5 сек.); ребенок на вопрос «где?» смотрит на названный предмет);
3) слыша свое имя, малыш поворачивается ко
взрослому, выжидающе смотрит, подползает или действует по ситуации,
заданной взрослым;
4) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Прятки», «Ку-ку» и т.д.
Подготовительные этапы активной речи.
1. Произносит за взрослым (по подражанию) слоги, наличествующие в лепете.
2. Лепет, в котором присутствуют фонемы родного языка, начинается во многих ситуациях, когда у ребенка возникает повышенный интерес к чему-либо. |
Развитие общих движений.
1. Самостоятельно садится: поворачивает голову в сторону игрушки из положения «лежа на боку», затем опирается на руку и садится.
2. Может из положения «сидя» и опираясь при этом на руку самостоятельно поменять положение тела - например, лечь на живот.
3. К концу 8-го месяца овладевает разными способами перехода из одного положения в другое.
4. Придерживаясь руками за барьер, малыш делает
попытки самостоятельно встать. Если это движение у него получается,
может стоять, держась за опору (1-1,5 мин). Затем опускается на колено,
сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или
садится.
5. Может повторить вторичный подъем у опоры. Стоит на прямых широко расставленных ногах примерно 1 мин.
6. Делает попытки из положения «стоя» переступать боком, держась за барьер.
Развитие действий руки.
1. Действия руки начинают отличаться своим
«рисунком»: рука скользит по поверхности, накрывает предмет сверху и
петлеобразно с постепенным опусканием и т.д.
2. Может придерживать руками чашку, находящуюся в руках у взрослого. |