ИГРЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПРЯТКИ Играть в эту замечательную игру можно по-разному:
- закрывая глаза руками - прикладывая к лицу полотенце - прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда - закрывая малышу глаза его же руками, а потом убирая руки - пряча игрушку под покрывало, а потом стягивая его - нарисовав фломастером на большом пальце руки смешную рожицу и пряча его в кулак.
_____________
КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ? Усадите ребенка себе на колени. Возьмите его ручку в свою и покажите, как рука сжимается в кулак. Постукивая пальцем по его кулачку, продекламируйте такой стишок:
Кто стучится в дверь ко мне? Кто стучится в дверь ко мне? Это ж наша …! (имя ребенка) Открывайся, дверь, скорей! (покажите ребенку, как разжать кулак)
Когда малыш раскроет ладонь, пощекочите ее и поцелуйте пальчики. Повторяйте эту игру, пока ребенок не начнет разжимать кулак на слове «открывайся».
_____________
ДЕСЯТЬ МАЛЕНЬКИХ ПАЛЬЧИКОВ Эта игра знакомит с частями тела. Сядьте вместе с малышом и поговорите с ним о различных частях тела. Расскажите ему о пальчиках, глазках, носике, подбородке, ротике, щечках и животике. Затем расскажите малышу вот такой стишок, касаясь при этом упоминаемых частей тела:
Это глазки, чтобы видеть, Это ножки, чтобы прыгать, Это ушки, чтобы слушать, Это ротик, чтобы кушать. Это ручки, чтобы брать И мамулю обнимать!
Попробуйте поиграть с плюшевым медвежонком.
_____________
ПЕСЕНКИ ПРО ЗВЕРЮШЕК Наверняка у малыша имеется не одна плюшевая игрушка. Существует множество песен, в которых поется про животных. Выберите 3-4 игрушки и посадите их в ряд на кресло. Пропойте песенку про одну из них и попросите малыша выбрать именно ту игрушку, о которой вы пели. Например, если вы поете про белочку, ребенок должен подойти к креслу и взять ее. После того как малыш правильно выберет игрушку, спойте с ним песенку еще раз. Возможные варианты:
Белочка Скачет белка скок да скок, Что за маленький зверек. Вот бы мне ее поймать, Всем ребятам показать.
Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, Все равно его не брошу, Потому что он хороший.
Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
Ежик Маленький ежик На спине грибок несет, Песенку поет.
Собака Собака бывает кусачей Только от жизни собачей. Только от жизни, от жизни собачей Собака бывает кусачей.
_____________
КОШКИ-МЫШКИ Скажите ребенку, что вы – маленькая мышка, а он – кошка, которая охотится за мышкой. Объясните малышу, что мыши говорят «пи-пи», а кошки – «мяу». Опуститесь на пол и скажите: «Не поймаешь, не поймаешь!». Начинайте быстро ползти прочь, побуждая ребенка гнаться за вами. Заползайте за шкаф, под стол, в другие комнаты. Когда ребенок поймет, в чем смысл игры, поменяйтесь ролями. Эта игра отлично развивает крупные мышцы.
_____________
РАЗНЫМИ ГОЛОСАМИ Разговор и пение разными голосами – хороший способ развития речи. Спойте вместе с ребенком какую-нибудь простую песенку. Сначала пойте ее обычным голосом, потом измените голос и побудите ребенка сделать то же самое. Попробуйте разные голоса: - высокий - низкий - тихий - гнусавый (зажимая нос при пении).
Такого рода игра поможет ребенку разобраться с разными речевыми моделями.
_____________
ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ? Выберите несколько предметов, одни из которых тонут в воде, а другие плавают. Это могут быть: губка, мыло, пустые или наполненные чем-либо баночки и коробочки, пластмассовые игрушки.
Налейте в ведро воды и опускайте туда каждый предмет.
В зависимости от обстоятельств, говорите про этот предмет «плавает» или «тонет».
Перебрав все предметы, начинайте все сначала, но на этот раз, прежде чем опустить очередной предмет в воду, спрашивайте у малыша: «Как ты думаешь, будет он плавать или тонуть?».
Очень скоро ваш ребенок начнет сам проверять разные предметы на плавучесть.
_____________
РИТМИЧНАЯ ЗАБАВА Сядьте с малышом на пол и дайте ему палочку или деревянную ложку. Попробуйте простучать какой-нибудь ритм. Например, два удара, пауза. Когда стучите, считайте: «Раз, два…». Если малыш не справляется с заданием, возьмите его руку и помогите стучать по полу, пока вы считаете.
Пойте вашу любимую песню и стучите по полу в ритм ей. Побуждайте ребенка подражать вам.
Когда ребенок научится управляться с барабанной палочкой, попробуйте дать ему следующие задания:
- стучать быстро - стучать медленно - стучать громко - стучать тихо.
_____________
СМОТРИ, ЧТО Я МОГУ! Эта игра развивает координацию. Прочитайте малышу вот этот стишок:
Я могу в ладоши хлопать! (хлопайте в ладоши) А ты? (помогите малышу хлопнуть в ладоши) Я могу ногами топать! (потопайте ногами) А ты? (помогите малышу тоже потопать) Головой могу вертеть, (повертите головой сами и помогите малышу) Потом ме-е-едленно присесть (сядьте на пол вместе с ним).
_____________
ПТИЧКА–НЕВЕЛИЧКА Прочтите этот стишок сначала целиком, а потом выполняйте все действия вместе с малышом.
Птенчик в гнездышке сидит, Маме-птичке говорит: «Мама, мамочка моя, Можно полетаю я?» (малыш машет ручками, как крылышками) «Птенчик, милый, потерпи, Тебе надо подрасти». (малыш садится) Птенчик вырос, повзрослел, Из гнезда он улетел. (малыш машет ручками, как будто это летает птичка)
_____________
Я – ЗВЕРЮШКА Эта игра знакомит с животными. Изобразите какое-нибудь животное, например, кролика. Прыгайте туда-сюда, как это делают кролики.
Предложите малышу доскакать до определенного места, например, до кресла, потом до двери.
Пока вы изображайте кроликов, пусть малыш погрызет морковку.
Поиграйте в других животных: рыба плавает, утка ходит вперевалочку и крякает.
_____________
ТИМКА – СЕРЫЙ ВОРОБЕЙ Пропойте ребенку такую песенку:
Тимка – серый воробей, Воробей, воробей, Тимка – серый воробей, Улетай домой скорей!
Вытяните руки и покажите малышу, как летают птички. Попробуйте другие варианты. Каждый раз меняйте цвет и название животного.
Тимка – желтый червячок, Червячок, червячок, Тимка – желтый червячок, Покажи нам свой бочок!
Или: Тимка – черный песик, Песик, песик, Тимка – черный песик, Покажи свой носик!
_____________
КОТЁНОК-ОЗОРНИК Читайте этот стишок и помогайте малышу выполнять предложенные действия: - сожмите правую руку в кулачок - отогните большой палец правой руки, покачайте им и помяукайте: «Мяу! Мяу!» - вложите большой палец в кулачок левой руки.
Котик наш пошел гулять, Будем мы его искать. Может, котик во дворе? Может, спит он на ковре? Кис-кис, котик, иди к нам. Вот наш котик: «Мяу-мяу-мяу» (вытащите большой палец из кулачка).
_____________
ГАЛОПОМ-ГАЛОПОМ Эта игра учит различать понятия «быстро» и «медленно». Быстро скачите по комнате вместе с ребенком и декламируйте стишок. Первое четверостишие читайте быстро, движения также должны быть быстрыми. Второе читайте помедленнее, замедляя движения.
Быстро-быстро мы бежим, В город, в город мы спешим. Быстро! Надо нам успеть Мишек в парке посмотреть.
Возвращаемся домой, Вот и домик наш родной. Тихо-тихонько идем, За воротами наш дом. (сядьте и притворитесь, что заснули от усталости).
_____________
Я РЫБКА, РЫБКА, РЫБКА Налейте в ванну совсем чуть-чуть воды. Ребенок ложится на живот и изображает рыбку.
Рыбка в озере живет, Рыбка весело плывет. (ребенок делает вид, что плывет) Хвостиком ударит вдруг, И услышим мы: плюх-плюх! (шлепните руками по воде).
_____________
МАЛЕНЬКАЯ ХРЮШКА Во время купания декламируйте вот этот веселый стишок:
Поросятки, поросятки, Вам сейчас помою пятки. (помойте малышу ножки) Поросятки просят: «Мам, Можно съесть варенья нам?»
Открываем мы буфет, (пробегитесь пальцами вверх по детской ручке) А варенья-то там нет! (шлепните руками по воде) Ведь его еще вчера (Имя ребенка) скушала с утра (потрите малышу животик).
_____________
ПОСЛЕ ВАННЫ Эта игра развлечет вас обоих, когда вы вытираете ребенка после ванны. Повторяйте слова, одновременно выполняя указанные действия.
После ванны я купаюсь, Долго-долго вытираюсь. Ручки, личико и носик, Ножки, пальчики, животик.
_____________
ОДЕВАНИЕ Развивает языковые навыки
Процесс одевания после ванны или раздевания перед ее принятием – идеальное время для знакомства с названиями предметов одежды и их назначением. Комментируйте каждый предмет по мере того, как вы одеваете малыша. «Штанишки надеваем на ножки. Рубашечку надеваем через голову». Продолжайте называть вещи: носочки, туфельки и так далее. Как только малыш оденется, напойте ему вот эту песенку:
Мы помылись, наигрались, Мы оделись, причесались. А сейчас идем гулять. А сейчас идем мы спать. Раз, два, три, четыре, пять.
_____________
ПОДКАТИ МЯЧИК Сядьте на пол лицом к малышу.
Подкатите к нему средних размеров мяч и попросите подтолкнуть его обратно к вам. Затем попросите малыша откатывать мяч к разным предметам в комнате. Подталкивайте мяч к двери, креслу, столу.
Ребенку эта игра доставляет огромное удовольствие.
_____________
ГРИМАСКИ Игра знакомит ребенка с эмоциями. Покажите малышу, как строить различные гримаски. Для начала подойдут: счастливая, грустная, злая. Сообщите малышу, что сейчас вы сделаете счастливое лицо. Пусть он вас скопирует и сам сделает счастливое лицо. Изобразите другие эмоции. Обязательно упоминайте, какое именно выражение лица вы показываете, и пусть ребенок повторяет за вами. Придумайте какую-нибудь занимательную историю, используя различные эмоции, о которых вы говорили. Постарайтесь, чтобы ваши голос и слова отражали выражение вашего лица.
_____________
МАКАРОНЫ-БЛИЗНЕЦЫ Положите в тарелку несколько макарон различной формы («трубочки», «ракушки», «рожки» и т.п.). Выберите любую из них и покажите малышу. Попросите малыша отыскать макароны точно такой же формы и показать их вам. Продолжайте игру, пытаясь подобрать макароны одинаковой формы. Приготовьте макароны вместе с ребенком и вместе их съешьте.
_____________
ЗАЙЧИК Эта игра развивает пространственное восприятие ребенка. Выберите для этой игры любимую мягкую игрушку ребенка. В приведенном ниже стихотворении замените слово «зайчик» на название этой игрушки. Прочтите стишок, сопровождая его указанными действиями:
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик поскакать. (потрясите игрушку вверх-вниз) Огляделся, (поверните голову игрушку влево-вправо) Повертелся, (вращайте игрушку) Посмотрел наверх и вниз, (наклоните игрушку назад и вперед) Пробежался, (пробегитесь с игрушкой) Забоялся… Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину)
_____________
НАЙДИ КУКЛУ В эту игру можно играть с детьми 1,5-4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:
Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А.Ануфриева)
Ребенок находит куклу и танцует с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
_____________
С ГОРКИ С ВЕТЕРКОМ Поставьте кусок картона под небольшим углом так, чтобы образовался «склон», и покажите малышам, как игрушечный грузовик съезжает по этому склону. Один ребенок будет запускать игрушку, а другой – ловить ее. Потом предложите им поменяться.
Подбери по цвету От ( 1,5 года)
Вам понадобится набор фломастеров с колпачками и того же цвета, что и фломастер. Фломастеры лучше купить толстые. Сначала открываем фломастеры и пробуем на бумаге, как они рисуют (не забудьте называть ребенку цвета), а затем нужно закрыть фломастеры (а то засохнут и рисовать не будут). Колпачки нужно надевать на фломастер соответствующего цвета. "Это какой фломастер? Розовый. А где же у нас розовый колпачок? Давай приложим колпачок к фломастеру - такой же цвет, розовый?"
Хлоп - шлёп Показывайте или называйте ребенку различные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т.д. Вариант1. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, одушевленные предмет (что-то живое) и шлёпать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет (что-то неживое). Постепенно уменьшайте интервал между словами.
Вариант2. Хлопаем в ладоши тогда, когда называют животное и шлёпаем по коленкам, когда называют, например, посуду. Вариант3. Хлопаем в ладоши, когда называют что-то мягкое и шлёпаем по коленям, когда называют твердое. (Вата, шапка (и др. одежда), полотенце, листок, помидор... - мягкое) Таким образом можно закреплять представления о свойствах предметов. Игра для различия цвета. Вырезается по контуру конфеты разных форм. Можно использовать цветной картон, а можно и просто закрасить белый. Для начала используйте основные цвета, а затем и их оттенки. Приготовьте картонные тарелки таких же цветов и оттенков. А теперь устройте праздник для кукол. Положите перед каждой игрушкой разноцветные тарелки и вместе с ребенком раскладывайте "угощенье" - конфеты кладите на тарелки того цвета.
Игpа, pазвивающая пpедставление о цвете Подберите несколько игрушек разного цвета - машинки, резиновые или пластмассовые зверюшки. Листы картона или бумаги тех же цветов, что и игрушки. Сядьте на пол вместе с pебенком, возьмите одну игрушку и поиграйте с ней. Например, покатайте машинку или "попрыгайте" пластмассовой лягушкой. После того, как вы или ваш малыш поигpаете с этой машиной некотоpое вpемя, возьмите игрушку дpугого цвета и поигpайте с ней. Тепеpь возьмите листы бумаги тех же цветов, что и игрушки. Положите их на пол и на каждый из них поставьте игрушку соответствующего цвета. ("Давай найдем домик для каждой игрушки") Обязательно называйте каждый из выбpанных вами цветов.
Строим дорогу Знакомимся с понятиями "широко", "узко". Постройте вместе с ребенком несколько домиков или гаражей из деревянного конструктора. Затем сделайте несколько "дорожек" разной ширины - обозначьте дорожку кубиками с обеих сторон. А теперь проверьте, по какой дорожке может пройти кукла или машинка. "Ой, не помещается, слишком узко". Посмотри какая дорожка шире?" "Эта машинка широкая, ей нужна широкая дорожка."
Источник: http://detka.com.ua |